Художник Баччо Бандинелли

Тихон Токарев

Есть художники, которым не повезло, и Баччо Бандинелли в их числе. Ему не повезло с самого начала. Дело в том, что на итальянское искусство эпохи Ренессанса мы до сих пор во многом смотрим глазами Вазари, а он Бандинелли сильно недолюбливал. А другой «историограф», Бенвенуто Челлини и вовсе был злейшим врагом Бандинелли и не жалел бранных слов в его адрес. Впрочем, автобиография Челлини сильно подозрительна на предмет фальсификации, Вазари же в этом плане сомнений не вызывает (у меня, во всяком случае, хотя кое-кто относится к Вазари иначе).

А ещё репутации Баччо Бандинелли сильно повредило соседство его «Геркулеса и Какуса» с «Давидом» Микеланджело. «Давиду» «Геркуклес» безусловно проигрывает, да и среди произведений самого Баччо он далеко не самый лучший. Только не следует судить о художнике по неудачным работам. У Микеланджело тоже не всё равно Давиду.

Так вот, Баччо Бандинелли на самом деле звали Бартоломео Брандини. В 1530 г. он сфальсифицировал свою родословную возводя её к знатной фамилии Бандинелли из Сиены. Впрочем, надо полагать, фальсификация родословной была в то время настолько в порядке вещей, что даже Вазари, не упускавший шанса кольнуть соперника не видит в этом факте ничего предосудительного. С годом рождения героя тоже не всё ясно. Вазари называет 1487, в совремиенных источниках приводятся 1488 и 1593. Опять же, расхождение в пределах нормы, наоборот, единственный вариант вызывал бы подозрения. Дата смерти подозрений не вызывает – хоронили Бандинелли 7 февраля 1560 г. Вазари, правда, называет 1559, но это может быть потому, что во Флоренции год начинался в марте.

Вот портрет художника в молодости, написанный Андреа дель Сарто:

gshd245dh13

Впрочем, Бандинелли и сам был незаурядным живописцем, об этом свидетельствет его автопортрет – единственное дошедшее до нас полотно художника. В руке он держит лист с изображением своей наиболее знаменитой (хочется добывить – печально знаментитой) скульптуры.

111111

Ну и собственно сама скульптура:

Не «Давид», конечно, но есть что-то в этом великане такое звериное, роднящего его с гигантами Джулио Романо.

444444

Меркурий. Лувр.

55555

Орфей. Палаццо Медичи-Риккарди.

66666

Копия Лаокоона. 1520-24. Торс Лаокоона более мощный, нежели в оригинале, отчего вся группы выглядит массивнее. Но в целом уровень очень высокий.

77777

Пророки.

88888

Опьянение Ноя. Рельеф. Фигура справа (Сим или Иафет) – явная «цитата» с «Давида»

99999

Бюст Козимо Медичи.

00000

Памятник Джованни Медичи перед ц. Сан Лоренцо.

121212

131313

Бог-Отец.

141414

Автопортрет.

151515

Голова Св. Павла.

Кроме всего прочего Бандинелли основал академию рисунка, размещавшуюся в ватиканском Бельведере. Но об этом известно очень мало, документов почти не дошло. Вот, кстати, его рисунок напоследок:

161616

(Обсуждение в ЖЖ)

Теги: , Категории: Библиотека, Искусство
Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=9934

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.