(1716-1809)
Кажется, сейчас этот художник обойден вниманием, хотя в свое время пользовался большой популярностью. Вьенн – один из тех, кто стоял у истоков неоклассицизма, хотя, кажется, в целом стиль этот был чужд для него. Даже в самых классицистских работах Вьенна чувствуется сильное влияние рококо. Проявляется это, в частности, в идеале женской красоты, исповедуемом художником: девушки у него юные и нежные, почти как у Грёза. Да и само построение картин отличается прихотливостью, идущей вразрез со строгой простотой классицизма.
Дюплесси. Портрет Вьенна. 1784.
Султанша
Чёрный султан
Марс и Венера
Начинал Вьенн в русле рококо был учеником Натуара, но в конце 1750-х резко порвал с рокайльной традицией, вдохновившись раскопками в Геркулануме (они же вдохновляли и немцев, как теоретиков (Винкельман), так и практиков (Менгс)).
Продавщица амуров, 1763. "Манифест неоклассицизма" с чисто рокайльным сюжетом.
Ловкая афинянка
Гречанка в термах (или в бане?), 1763.
Впрочем, разрыв этот не был полным и окончательным. В 1770-х Вьенн вновь создает работы в стилистике рококо.
Примечателен Жозеф-Мари Вьенн также как учитель множества художников, самым известным из которых является Жак-Луи Давид. Вьенн прожил необычйно долгую по тем (да и по нынешним) временам жизнь. Родился, когда еще был жив Буше, а умер, когда входил в силу Энгр. И похоже, до последних лет был способен на создание вполне добротных работ (выдающихся шедевров он и в молодости не создавал). Так что, при жизни ему везло. Не повезло после смерти, когда затмили более талантливые мастера, как рококо так и неоклассицизма.
Теги: искусство, Искусствоведение, История Категории: Библиотека, Искусство, История, Основные разделы
«продавщица амуров» — по тем временам хороший юмор…
спасибо за выставку!