«Я достигла всего, чего хотела, мне за 50, чего хотеть дальше?», и «Мне 35 и я не помню, на что я потратила свою жизнь и не знаю, на что потратить оставшуюся часть».
В первой женщина рассказывает о том, что ставила перед собой целью получение профессии, достижение карьерного роста. Все получилось, но уже не греет, достигнут предел роста, не ясно, чего хотеть дальше. Во втором случае молодая женщина не смогла вовремя пройти этапы сепарации, завязла в негативном родительском сценарии, ничего не достигла (как считает) и не знает, что делать дальше. Эти женщины по-разному строили свою жизнь, но пришли в итоге к одинаковому результату: они уперлись в невидимую стену, которая называется «кризис смысла жизни» или «кризис жизненных целей».
Что делать дальше, как жить? Готовых сценариев, предлагаемых обществом нет. Основной сценарий, который существовал для женщины с давних времен - выйти замуж и продолжить род. Жизнь женщины была коротка и успешность заключалась в выгодном браке и благополучных родах. Сегодня такой сценарий катастрофически мал для большинства женщин. Он как хрустальная туфелька для принцессы, из которой она давно выросла. Что делать, когда биологический сценарий реализован или уже невозможен, по той или иной причине? Где брать новый сценарий?
Есть два варианта — подсмотреть такой сценарий у других людей, чей жизненный путь вызывает уважение или придумать свой.
Как сочинить свой сценарий? Откуда он возьмется? Можно обратиться к помощи бессознательного. Например, написать историю своего возможного будущего в виде сказки-фантазии. Почему именно сказки, а не реалистичного жизненного плана? Во второй половине жизни человеку необходимо как-то ослабить напряжение и давление обычного сознания, и, по выражению Карла Юнга, «спокойно довериться бессознательному». Бессознательное говорит с нами на языке сказок, мифов и сновидений. При написании сказки вы будете обращаться к символам из глубин коллективной мудрости и вашей Самости, затем дело за работой вашей сознательной части — осмыслить эту фантазию, понять о чем она, куда зовет вас, что предлагает в качестве жизненного сценария.
В написании сказки главное - не ограничивать себя, не думать о том, что это, кто это, пустить на волю персонажей и пусть они резвятся и своевольничают, совершают необдуманные поступки и попадают в неожиданные ситуации.
Если в сказке обнаружится негативный паттерн, встречающийся в предыдущем жизненном сценарии, его можно развернуть, исследовать, проследить корни его возникновения продумать сознательно, как этот сценарий можно было бы изменить, куда развернуть развитие сюжета. Возможно, в вашей истории возникнут какие-то неожиданные фигуры, которые терпеливо ждали своего времени в тени сознания, что-то, о чем вы мечтали еще маленькой девочкой, но задвинули в дальний уголок вашей души.
Далее нужно найти как фантазия перекликается с реальной жизнью, в каких формах нашей обыденной жизни возможно воплотить данный сценарий? Это очень творческая работа: вылавливая из бессознательного образы, воплощать их в реальности. Если остаться только на уровне «рассматривания картинок» из бессознательного, можно застрять в иллюзиях и пустых мечтаниях. Очень важно, «схватив рыбу за хвост» вытащить ее из воды - нарисовать картину, сочинить стих, связать свитер, приготовить новое блюдо, осуществить первый шаг в новом деле, сделать что-то необычное для себя и т.д.
Желательно все этапы по работе с бессознательным фиксировать в дневнике, это тоже один из факторов «привязки к реальности» - свои записи и рисунки можно пересмотреть спустя некоторое время, этот как послание в бутылке самой себе в будущем. Проделав такую работу по высвобождению своего воображения, вы освободите зажимы и блоки, лежащие как «заклятия» на сценарии вашей жизни и получите живительный приток сил и энергии из бессознательного для дальнейшей реализации своего уникального бытия.
Рисунок Валерия Козлова (Обсудить в ЖЖ)
Теги: литература, психология, Юнг Категории: Нью-эйдж, Основные разделы, Это интересно
Интересно